Исторические и социально-культурные условия формирования
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология Общественные науки психиатрия социология философия
разное
художественная культура
экономика


Исторические и социально-культурные условия формирования

философия


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 2242


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Философия и мировоззрение. Специфика философии
Философские взгляды П.Я. Чаадаева (1794√1856) и его роль в становлении и развитии русской философии XIX века
Британская философия XVII √ XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм)
Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма
Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии ╚волюнтаризма╩
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Основные проблемы философии Ф. Ницше как ╚философии жизни и нигилизма╩
Философия экзистенциализма
 

Исторические и социально-культурные условиn 222j91ic 3; формирования
русской философии XIX века

═════ XIX век занимает особое место в развитии отечественной философской мысли. Оригинальные черты русской философии, ее проблематика и направленность поисков ответов на фундаментальные проблемы бытия мира, человека и человеческой истории во многом определялись историческими, экономическими и социально-культурными условиn 222j91ic 3;ми России XIX века. Бурное и интенсивное развитие философской мысли в России начинается с 40-х годов XIX века. Складываются философские школы и философские течения, в которых нашли свое отражение все противоречия общественной жизни России и ее положения в мировой истории того периода.

═════ В XIX веке, даже в середине века, Россия оставалась в экономическом отношении отсталой страной по сравнению со странами Западной Европы и Америки, в которых укрепился и развивался капитализм, приведший к бурному экономическому и социальному развитию этих стран. Характерно для них было интенсивное развитие промышленного, технического производства и столь же интенсивное развитие науки, научного значения, которое фундаментально влияло на все стороны развития западного общества, в том числе и на духовную жизнь.

═════ В экономической сфере в России господствовали патриархальные отношения, олицетворением которых было крепостничество. Россия оставалась главным образом сельскохозяйственной страной, с присущей ей полуфеодальной формой ведения хозяйства. Большинство населения тяготело к общинной психологии и коллективному миросозерцанию. Ростки капиталистического производства наметились в России лишь после отмены крепостного права в 1861 году. В экономическом плане Россия оказалась в ситуации, когда она должна была догонять развитые страны Запада, ушедшие далеко вперед в промышленно-экономическом развитии.



═════ И в политическом отношении Россия отставала от стран Запада, в которых утверждались цивилизованные формы политического устройства государства и власти, укреплялись демократические принципы общественной жизни и формировались современные черты гражданского общества и правового государства. Россия же осталась, по сути, абсолютной монархией. В руках государя (царя) сосредотачивалась никем и ничем неограниченная власть во всех сферах жизни Российской империи на громадной территории. Модернизации политической и экономической жизни проходили крайне медленно и робко, да и то по инициативе ╚сверху╩, с соизволения царя-государя, которые были малопонятны широким слоям населения.

═════ На характер и содержание русской философии большое влияние оказало православие, христианское вероучение, сложившееся в Византии (ныне г. Константинополь в Турции) после раскола христианских церквей во II веке н.э. Православие и православная церковь в России рассматриваются традиционно как правопреемники Византийской церкви после того, как православие было вытеснено исламом с территории Малой Азии. Кроме того, русское православие и русская церковь рассматриваются как истинные хранители и выразители христианства в неискаженной форме в отличие от католической церкви и католицизма, якобы исказивших сущность христианского вероучения. Москва, православная русская церковь стали считаться Третьим ╚Римом╩ (после ╚гибели╩ Византии и ╚неистинного католического Рима во главе с папой)[1]. Православие в России на всем протяжении XIX века являлось не только господствующей и государственной религией, но средоточием духовной жизни российского общества и русского народа.

═════ Конечно, на формирование и развитие русской философии в XIX веке влияло и слабое развитие наук, научного знания, малораспространенность университетского образования, традиционно являющихся проводниками светского (нерелигиозного) миросозерцания. В России формирование светского миросозерцания выпало на долю художественной литературы и великих писателей.

═════ На своеобразие русской философии повлияло и особое геополитическое положение России √ она как бы была связующим звеном между Европой и Азией. Не будучи в полной мере ни Европой, ни Азией, а ╚Евразией╩. В силу своего геополитического положения и своих масштабов Россия объективно всегда занимала особое место и в Европейской и в Мировой истории. Поэтому судьба России была для русской философии одной из важнейших проблем, предметом философских поисков и размышлений.

═════ В XVIII веке ощущалось в России влияние идеалов Французского Просвещения и просвещенного абсолютизма. Но они не нашли широкого распространения. Их влияние ограничивалось небольшим слоем образованных дворян и просвещенных людей. В начале и первой половине XIX века рождающаяся философская мысль ╚переболела╩ идеями немецкого классического идеализма. Русские философы этого периода, по выражению Н.А. Бердяева, ╚преодолели германский идеализм и западную отвлеченную философию╩ [1, c. 70], которая ориентировалась на ratio (на чисто рациональное) рассмотрение философских проблем. Поскольку для русских философов с самого начала судьба России являлась одной из важнейших философских проблем, русская философская мысль тяготела к Логосу, позволяющему преодолеть абстрактность Западной философии и постичь особые глубины русской действительности.

Библиографический список

═════ 1. Лосев А.Ф. Русская философия. √ Свердловск: УрГУ, 1991.



[1] Следует заметить, что раскол между православием и католицизмом до сих пор не преодолен.